Веб-дизайн – 6 сентября 2016 - 67
Пользовательский интерфейс и пользовательский опыт: смысл и отличия
Рей Симонов

Пользовательский интерфейс и пользовательский опыт: смысл и отличия

Хотя многие по незнанию смешивают понятия «usability» и «user experience», между ними, тем не менее, существует определенная разница.

Юзабилити как категория существует на стыке с эргономикой и по сути представляет собой удобство и полезность интерфейса для юзера. С другой стороны, эргономика рассматривает удобство взаимодействия «человек-машина» в целом, тогда как юзабилити целиком и полностью ориентируется на пользователя. То есть, насколько для него возможно и полезно использовать предлагаемые функции и инструменты по назначению, насколько понятна и актуальна сфера их применения и насколько эффективны его итоги.

В 1995 году Дональд Норман, тогда еще вице-президент по разработке перспективных технологий в компании «Apple», пришел к выводу, что только юзабилити недостаточно. Так, по мнению Аарона Уолтера, одного из директоров MailChimp, полезность интерфейса – это лишь база, необходимый минимум, которым не стоит ограничиваться, если вы хотите обойти конкурентов и привлечь больше клиентов. Ведь интерфейс, спроектированный с учетом требований юзабилити, напоминает всего лишь еду, которую можно есть. Но если что и привлечет пользователя, так это деликатес от шеф-повара.

Именно этим деликатесом и стал UX. Понятие UX настолько вышло за рамки привычных «usability» и «human Interface», что вскоре породило ряд отдельных специальностей в крупных корпорациях. Что же это за зверь такой и с чем его едят?

User Experience, пользовательский опыт – это восприятие человеком вашего товара, услуг, бренда в целом, системы, одним словом, всего, что вы предоставляете ему на рассмотрение. Если еще проще – это впечатление, которое создает ваш продукт. Таким образом, мы приходим к выводу, что без положительного впечатления, без приятной эмоции, возникающей у пользователя в ответ на ваше предложение, даже самый удобный интерфейс остается всего лишь инструментом с умеренной эффективностью.

Но как же создать тот самый, такой нужный нам, пользовательский опыт? Специалисты в сфере UX нашли пять важных принципов, необходимых для успешного его формирования.

1. Физиология
Что мотивирует пользователя на совершение того или иного действия на вашем сайте? Что заставляет его принимать решения и на что он реагирует положительно?

2. Юзабилити
Чего не хватает пользователю для того, чтобы пользование вашим сайтом было для него максимально комфортным? Что создает неудобства и как их устранить?

3. Дизайн
Соответствует ли ваш дизайн вашим высоким стандартам? Какое впечатление о вас он способен сформировать у юзера?

Отдельно хочется напомнить, что постоянные дизайнерские рокировки и улучшения могут создать обратный эффект. Вы можете думать, что пытаетесь предложить пользователю самый лучший и самый удобный дизайн, а у него в этот момент будут возникать сомнения в вашей устойчивости, надежности и последовательности вашей политики.

4. Контент.
Любой текст на вашем сайте должен быть ясным и простым для понимания. Ведь негативные эмоции может вызвать не только неприятное содержание, но и запутанность, «нечитабельность» формы.

5. Аналитика
Пользователи часто отменяют заказы? Пользовательская активность и вовлеченность на сайте крайне низки? Пора задуматься!

Таким образом, UX и юзабилити рассматривают одно и то же действие с точки зрения его восприятия и механики.

Чем же отличаются UX-проектирование и проектирование интерфейса? Грубо говоря, UX является базовым принципом, эдакой ценностной системой координат, на которую следует ориентироваться при создании интерфейса, а точнее, на всех трех этапах его проектирования – изучения устройств, создания персонажей и моделирования поведенческих паттернов.

Особое значение это имеет в том случае, когда UX-проектирование и проектирование интерфейса являются обязанностями для одной и той же должности – а именно так зачастую и бывает.

Помните: главная задача успешного UX-проектировщика состоит в том, чтобы грамотно объединить и уравновесить цели пользователя с бизнес-целями компании, в которой он работает. Для этого ему нужно не только ориентироваться и в тех, и в других, но и уметь в достаточной мере чувствовать другого человека, а именно – пользователя. В совокупностями с принципами полезности, удобности и приятности умение ставить себя на место клиента позволит проектировщику эффективно справляться с поставленной задачей.

Рассказать друзьям
Подписаться на еженедельную рассылку
  • Андрей Волошин

    Занятно. Пожалуй подпишусь на обновления. Интересная статья, спасибо.