Веб-дизайн – 15 сентября 2016 - 90
usability
Рей Симонов

О юзабилити-тестировании: сайт глазами клиента

Положительный UX, то есть, пользовательский опыт, как ничто иное способствует успеху сайта. Можно потратить кучу времени и денег на сногсшибательный и оригинальный дизайн, SEO-оптимизирование, информативные и эмоциональные тексты, акции, конкурсы, опросы и пиар в интернете. И если после всего этого ожидаемого успеха все нет и нет, самое время вернуться к тому, с чего стоило бы начать – к юзабилити и UX. Ведь если гостям до сих пор не нравится ваш сайт, значит, что-то с ним не так. И юзабилити-тестирование, как правило, помогает найти проблемы и устранить их. UX-тесты все еще считаются непопулярной тратой – что ж, давайте посмотрим, на что они реально способны.

Юзабилити-тестирование условно можно поделить на два крупных блока: подготовительные работы и работа с результатами. Каждый из этих блоков сам по себе состоит из нескольких этапов. Их рассмотрение поможет нам понять какой охват имеет тестирование, с помощью каких приемов оно проводится и насколько обоснованы могут быть его результаты. Этапы тестирования мы приведем в самом общем виде, так что для каждого конкретного случая возможны свои вариация, обусловленные пожеланиями заказчика или спецификой бизнеса.

Этап первый: собственно подготовка

Для того, чтобы приступить к работе, нужно для начала понять с какой стороны вообще следует подходить к проекту, определить конкретные цели и поставить перед собой точные задачи. Все это невозможно без диалога с заинтересованным и сведущим лицом.

Поэтому подготовка в первую очередь включает в себя личную встречу с заказчиком. Именно он вводит тестировщика в курс дела касаемо своего бизнеса, своих запросов, целевой аудитории, сложившейся на данный момент ситуации. В свою очередь, исполнитель выясняет и уточняет всю необходимую ему информацию, сообщает заказчику приблизительный план действий, информирует о том, на каких этапах может потребоваться его непосредственное участие, и что будет необходимо ему для успешной работы.

Далее по плану идет обработка полученной информации. Это необходимо для того, чтобы сформировать четкое представление о предстоящем проекте. На этом этапе формируются процентные соотношения, из целевой аудитории как общего массива выделяются конкретные категории клиентов, возможно, обнаруживаются первые очевидные ошибки, которые делают сайт неудобным для пользователей.

Следующей стадией этого этапа становится планирование. На этой стадии тестировщик вносит свои предложения клиенту и обсуждает их с ним, определяет круг методов, которыми он намеревается воспользоваться, выбирает критерии, по которым будут подобраны респонденты, планирует вопросы и задачи, которые будут поставлены перед ними, а также составляет список и выстраивает очередность действий, необходимых для проведения тестирования.

Этап второй: выход на тестирование

И вот, наконец, производится выход на тестирование. К этому моменту критерии подбора респондентов сформулированы и заявки отправлены в рекрутинговые агентства. Составлено расписание и сценарий (вопросы и ситуации) тестирования. Приглашение заказчику выслано.
Приглашение заказчика имеет под собой вполне резонное обоснование – возможные разночтения и интерпретации ответов респондентов устраняются прямо на месте. В противоположном случае никто не будет бегать за ними при подведении итогов и выяснять что они имели в виду, так как специалисты и заказчик разошлись во мнениях.

Этап третий: собственно тестирование

Тестирование может происходить как в лаборатории, так и удаленно. Во втором случае используются различные программы или устройства – и об этом их использовании необходимо предупредить респондента заранее. И не просто предупредить, а убедиться, что он обзавелся, скачал и разобрался. И даже сделать проверочный звонок.
Кроме того, среди респондентов широко распространена практика опозданий. И не имеет абсолютно никакого значения по их вине это произошло или нет – весь рабочий процесс сдвигается, следующие респонденты не могут приступить к работе вовремя и все нервничают. Чтобы этого не происходило, лучше не перегружать дни тестирования сессиями, а между самими сессиями сделать хотя бы часовой перерыв – в сугубо амортизационных целях, чтобы опоздавшие не отнимали время у тех, кто приехал вовремя.

Этап четвертый: обработка данных и аналитика

На этом этапе проводится обработка результатов сообразно поставленным задачам в формате «вопрос – ответ» и составляется отчет, который содержит в себе выводы и рекомендации.

По завершении всех процедур готовый отчет с объяснениями предоставляется заказчику. На основании содержащихся в нем данных уже можно внести соответствующие корректировки в дизайн, навигацию, инструменты и прочие элементы сайта. Одним словом – адаптировать его под клиента.

Рассказать друзьям
Подписаться на еженедельную рассылку